Иракские христиане опасаются за свою судьбу накануне решающей битвы за Мосул
Даже в случае успеха операции лишь малая часть христиан сможет вернуться домой
БАГДАД. В то время как продолжаются бои за Мосул, представители христианских меньшинств Ирака высказывают опасения за свою судьбу. После перехода крупнейшего иракского города Мосул под контроль запрещенной в России организации ИГИЛ в 2014 году, неоднократно делались попытки его отвоевания. Все операции однако не достигли сколько-нибудь значительного успеха. В них участвовали представители армии США, спецчасти канадской армии, курдская военная организация Пешмерга и собственно части иракской армии.
В настоящий момент боевики ИГИЛ готовятся к отражению штурма Мосула. Христианское население города ранее вынуждено было покинуть территорию, контролируемую ИГИЛ. Оставшиеся мужчины принуждаются к ношению бород, женщины обязаны одеваться в хиджабы. Религиозные центры Мосула были уничтожены. Среди разрушенных памятников гробница пророка Ионы. В интервью корреспонденту Рейтер священник римско-халдейской церкви св.Георгия Муессир аль-Мухалиси сказал: "Нам угрожают полным уничтожением... Народ вынужден мигрировать". В настоящий момент джихадисты контролируют около трети территории Ирака. Беженцы пытаются перебраться в Европу, рассредотачиваются по деревням, бегут в Багдад.
Можно говорить о нескольких сотнях тысяч беженцев в пределах страны. Во время Пасхального праздника (Пасха уже прошла по католическому календарю), церковь св. Георгия пришлось укреплять, ее также охраняли вооруженные полицейские. Конгрегация церкви пела гимны на арабском и арамейском языках. Церковь смогла разместить 45 семей бежавших из Мосула и обеспечить их едой. Как говорилось, беженцам был предъявлен ультиматум: платить джизью, обратиться в ислам или умереть от меча. Все имущество беженцев было конфисковано джихадистами. Худа Мети Саид, женщина 30 лет, рассказала, что вынуждена была бежать с мужем и тремя детьми из Мосула два года назад. Ее дядя был похищен и убит в то же время. "Мы все равно не сможем вернуться. Соседи пришли и отобрали у нас дом. Они хотели взять нас заложниками и отнять все имущество". Не удивительно, что эта семья не хочет возвращаться в Мосул, город, где некогда совместно проживали сунниты и шииты, христиане и езиды. Отъезд из Ирака также не планируется. "Очень немногие размышляют о возможности возвращения в Мосул", констатирует Худа. Епископ Базилио Ялдо проповедовал весть Господа о прощении врагов своих, что как никогда актуально для сегодняшнего Ирака. Некоторые христиане содают военные отряды, другие сражаются в правительственных частях против ИГИЛ на равнинах Ниневии у Мосула. "Когда мы были молоды, нас учили, что в мире должны быть любовь и терпимость", говорит 27-летний волонтер церкви Рим Паулис Саада после мессы. "Я не буду искать мести. Что она даст мне?" Саада ранее работала фармацевтом, посвящая свободное время своей церкви. Теперь она одна из своей семьи остается в Ираке, хотя и не надеется на светлое будущее для этой страны. Напомним, что Благую весть принесли в Ирак апостолы Фома и Фаддей. В стране традиционно существовали различные деноминации, присутствовало как православное, так и католическое население. В настоящее время христиане не чувствуют, что могут свободно выражать свое мировоззрение в этой стране и ощущают отсутствие безопасности, элементарных условий нормальной жизни, экономических перспектив. "Главный для нас вопрос, что будет после освобождения Мосула", - говорит Мухалиси, предполагая, что багдадскому правительству придется проделать огромную работу для того, чтобы защитить христиан. - "Если думать только об освобождении Мосула, христиане не смогут вздохнуть свободно".