Митрополит Иларион в передаче «Церковь и мир» 13 января 2018 года
Е. Грачева: Владыка, христиане всего мира отметили Рождество, и многие крупные международные бренды, такие как, например, сеть кофеен Starbucks и другие компании стали неожиданно для клиентов избегать вообще упоминания о Рождестве, обосновывая это тем, что многие клиенты не отмечают это религиозный христианский праздник. А вот Дональд Трамп отстоял, открыто вступился за выражение «счастливого Рождества» и сказал, что это одна из главных ценностей для американцев. В России не наблюдаются в последние годы информационные нападки на праздник Рождества?
Митрополит Иларион: В России, слава Богу, такие нападки не наблюдаются, но мы должны понимать, почему они происходят в странах Западной Европы, в Америке. Это происходит потому, что секулярная идеология, то есть, по сути дела, безбожная, атеистическая идеология, теперь завоевывает все новые и новые позиции в западном мире. Эта идеология не терпит никакой конкуренции, и все разговоры о толерантности, которые ведут западные идеологи, — не более чем ширма для прикрытия их действий по изгнанию религии из публичного пространства.
Есть основополагающие для людей ценности, как, например, празднование Рождества Христова. И люди могут быть более или менее верующим, более или менее церковными, но когда наступает праздник Рождества Христова, они собираются вместе, если не в храм, то, по крайней мере, у рождественского семейного стола. И на эту ценность покусилась секулярная идеология, так же как, собственно, на семью.
Е. Грачева: Но в Италии был инцидент на это Рождество. Мигрант снял крест с рождественской елки. Так получилось, что на дату Рождества 24 декабря я прилетела в Лондон и застала многокилометровые очереди туристов из стран Африки, из Индии, которые прилетели к своим родственникам в Лондон, то есть эти даты они уже превратили в свой праздник. А британские лица на улицах вообще отсутствовали. И сами британцы жалуются, что им приходится мигрировать на свои дачи во Франции, в Швейцарии, чтобы в этот христианский праздник прочувствовать атмосферу. Каким Вам видится будущее праздника Рождества в Европе?
Митрополит Иларион: Я очень надеюсь на то, что, несмотря на немудрую политику лидеров многих западных государств, Рождество останется неотъемлемой частью европейской идентичности.
Вы привели в пример мигранта, который залез на елку для того, чтобы сорвать рождественскую символику. А почему ему не сиделось в своей стране, где никто не покушался на его ценности? Зачем надо было приезжать в Европу и насаждать здесь свои порядки? Но проблема в том, что та миграционная политика, которая планомерно проводится западными странами, как раз и направлена не столько на то, чтобы интегрировать прибывших в ситуацию европейской идентичности, а направлена на то, чтобы эту идентичность максимально размыть.
Вы побывали в Лондоне несколько дней назад. А мне в Лондоне приходится бывать, наверное, уже четверть века с тех пор, когда я еще учился в Оксфорде. Я имел возможность постепенно наблюдать, как меняется облик этого города. Иногда вы находитесь в Лондоне в каком-то квартале, где вам кажется, что вы в Исламабаде или в Дели, потому что вы не видите на улице ни одного британца, не видите ни одного христианского символа. И постепенно, шаг за шагом, действительно, британцы вытесняются в некую внутреннюю миграцию. Они должны уезжать из своих городов в деревни или на север в Шотландию, чтобы почувствовать себя в той атмосфере, к которой они привыкли, в которой выросли и были воспитаны.
***
Е. Грачева: Католическая Церковь Германии 2018 год посвятит теме брака как церковного Таинства. Архиепископ Хайнер Кох отметил, что прошлогодняя дискуссия вокруг темы брака все-таки привела к тому, что не все понимают в стране «нашего понятия христианского супружества», говоря о праве на однополые пары. Может быть, год и будет посвящен теме брака в Германии, но изменит ли это что-то уже в стране, когда 1 октября был принят закон о легализации однополых браков?
Митрополит Иларион: Те решения, которые сейчас принимаются во многих странах Европы, продиктованы идеологией, которая уже привела к разрушению очень многих семей. Эта идеология говорит о том, что человек может выбирать себе пол, и чуть ли не с самого детства определять, с какими партнерами — своего пола или иного пола — ему жить в будущем.
Но с точки зрения Церкви есть вещи, которые установлены Богом и не подлежат изменению. Именно Бог установил брачный союз как союз мужчины и женщины. Именно Бог дает каждому человеку тот или иной пол, и его невозможно изменить. Можно создать видимость изменения пола, то есть можно изменить внешние характеристики человека так, что, допустим, мужчина будет выглядеть как женщина, но этот мужчина никогда не сможет выносить и родить ребенка, он никогда не станет полноценной женщиной. В основе всех этих операций по перемене пола лежит обман, который сегодня навязывается при помощи идеологии, а эта идеология уже навязывается в школьном образовании. Это огромная трагедия современной Европы и в целом современного западного мира. Трагедия, масштабы которой будут понятны, наверное, только следующим поколениям.
Е. Грачева: Не только в Европе, но и в Соединенных Штатах Америки все-таки есть попытки религиозных лидеров выступить за традиционные ценности брака вопреки линии политиков. Религиозные лидеры в США в конце года написали открытое письмо против трансгендерной идеологии и напомнили в том письме, что «Господь создал людей мужчинами и женщинами, а пол есть дар Божий».
Митрополит Иларион: Именно так считает Церковь. Именно так Церковь на протяжении веков учила. Нас никто не заставит переменить наше учение, потому что это учение основывается на Божественном Откровении и на человеческом опыте. То, что на самом деле является психическим отклонением, что может быть откорректировано и вылечено, — это выдается за норму и людей принуждают себя уродовать. И ведь есть очень много случаев, когда люди потом осознают, что с ними произошло, когда они пройдя через тяжелейшие операции, меняют пол, цвет кожи, а потом вдруг понимают, что их просто обманули. Но уже обратно восстановить ничего нельзя. Я думаю, что Церковь никогда не перестанет возвышать свой голос против этого обмана, и что рано или поздно люди поймут, кто был прав, а кто виноват. К сожалению, некоторые поймут это на собственном горьком опыте.